Объемы образования отработанных масел в России и за рубежом

Тема в разделе "Отработанное масло", создана пользователем Tajs, 22 сен 2009.

  1. Tajs

    Tajs Новичок

    Регистрация:
    21 сен 2009
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Moscow
    Для России, как и для всего мира, актуальны вопросы накопления отходов, особенно серьезную проблему представляют отработанные нефтепродукты, в частности, хотелось бы рассмотреть объемы образования отработанных масел при эксплуатации автомобилей. Ведь, быстрый темп образования отработанных моторных масел (ОММ) за последние десятилетия находится в прямой зависимости от быстрого темпа роста автомобильного парка в городах России, особенно в мегаполисах. Кому что известно, пишите, т.к. хотелось бы проанализировать ситуацию, сколько образуется ОММ, сколько собирают, сколько утилизируют. Конечно, понимаю, всю трудность, вопроса, т.к у нас, в России, нет единого официального органа по управлению отходами отработанных масел, как за рубежом, а много разномастных организаций, занимающихся сбором ОММ. Если кому что-либо известно про объемы образования ОММ в зарубежных странах (т.к. мне лично только известно подробно о Греции) тоже было бы интересно узнать.
     
  2. Grad

    Grad Эксперт форума

    Регистрация:
    29 май 2008
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    552
    Адрес:
    Москва
    По нашей стране, данных по сбору отработанных масел скорее всего не найдете. Потому как статистики по сбору практически нет никакой.
    Можно только приблизительно прикидывать, сколько собирается отработанных масел. А это - плюс минус километр.:-)
     
  3. Krotov

    Krotov Профессионал

    Регистрация:
    30 мар 2009
    Сообщения:
    222
    Симпатии:
    92
    Адрес:
    Бурятия
    Tajs, а расскажите, что там - в Греции?
     
  4. Tajs

    Tajs Новичок

    Регистрация:
    21 сен 2009
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Moscow

    Начну с того, что в Европейском Сообществе (далее - ЕС) значительное внимание уделяется правовой охране окружающей среды отходов от производства и потребления. В законодательстве ЕС принято несколько форм правовых документов, основными из которых являются регламент, директива и решение. В области отходов важными для ЕС являются Директивы, их около 20 ,наибольший интерес в нашей теме отработки имеет Директива 75/439/ЕЕС от 16.06.1975 по утилизации отработанных масел (далее – Директива) с внесенными в нее поправками. Она базовая, всегда ссылаются на нее, т.к. самое главное осталось неизменным. Директива направлена на создание целостной системы сбора, транспортировки, хранения и утилизации ОНП без вреда окружающей среде. В Директиве ЕС отработанные масла рассматриваются не как отходы, подлежащие уничтожению, а как отработанные продукты, подлежащие вторичному использованию (но уже, например, в другой Директиве 2001/118/ЕС, отработанные масла характеризуются не просто, как отходы, а входят в Перечень,как опасные отходы). Приоритетной технологией является регенерация. И еще, немаловажно, страна-член ЕС согласно статье 16 этой Директивы должна один раз в 3 года представлять доклад на рассмотрение Комиссии ЕС о сложившейся ситуации с отходами смазочных масел.
    Греция входит в состав ЕС с 01.01.1981 года. Казалось бы, достаточно давно, но Греки не были бы Греками, если бы сразу стали все грамотно исполнять!! Потребовалось n-ное количество лет, а именно в конце 2002 года. Когда Комиссия официально их предупредила - письменным уведомлением, что, мол, ребят, давайте уж что-то делать с отходами, иначе Ваши несанкционированные свалки «завалят» и Афины и все памятники архитектуры на территории Эллады, а масляные реки потекут в Средиземное море. Комиссию даже не впечатлили цифры, которые им Греки представили в докладе, что сократилось число свалок с 2810 до 1458 за первые полгода в 2002 году. Но Комиссия стояла на своем, цитирую, «Греция не прилагает достаточных усилий для обеспечения сбора и безопасной утилизации ОНП и не использует регенерацию, как приоритетную технологию, хотя для невыполнения данной Директивы не имеет весомых причин (технических, экономических, организационных) ». Короче, Комиссия предупредила, предпринимайте меры или Вами будет заниматься Суд. И это подействовало, хотя с другой стороны, больше подействовало приближение Летних Олимпийских Игр, которые как вы, помните, проходили в Афинах в 2004 году. И с 01 января 2004 года вступил в силу Президентский декрет 82/2004 «Определение мер и механизмов по управлению отходами масел». Согласно данного Декрета основная цель - к 31 декабря 2006 года должно быть собрано 70% от всего количества, и из них 80% должно пойти на регенерацию. Чтобы все собрать, с 01 января 2004 появился официальный государственный орган управления отходами смазочных масел (ELTEPE SA),и пошло дело, как по маслу…К концу 2004 года появились такие цифры для отчета:
    Потребность в смазочных маслах -140000 тонн
    Объем образования ОНП-100000 тонн,
    Фактический сбор-85000 тонн (явно преувеличивают, см. основную цель декрета)
    Регенерация идет 42000 тонн!!!
    У них очень удобно стало со сбором, на территории всей Греции 30000 точек сбора масла, т.е. каждый Грек знает куда что сдавать, причем у них сливается не все вместе в один бак, а стараются применять раздельный сбор, моторные отдельно, гидравлические отдельно, трансмиссионные отдельно и т.д. Ну а дальше собрали и на регенерацию (применяют сернокислотную очистку и каталитическое гидрирование), а что не регенерируют, отправляют на сжигание для получения тепла! Но вот из последних публикаций о ситуации на конец 2008 года:
    Расход смазочных масел- 90000 т/год
    Отходы отработанных масел- 54000 т/год
    Фактический сбор- 38900 т/год
    Регенерация- 27200 т/год
    Почему-то у меня сложилось впечатление, что Олимпиада прошла, активную деятельность проявили, Комиссия довольна, ну а теперь вернемся к нормальной доолимпийской жизни, что-то слишком сократились у них потребности, неужели кризис так повлиял!!! Кстати, инфа для размышления, в 2000 году при таких же потребностях 2004 года ГРЕКИ собирали ВСЕГО 10000 тонн отработанных масел!!!!
     
    J.E.M.P., Азимут и Krotov нравится это.
  5. Grad

    Grad Эксперт форума

    Регистрация:
    29 май 2008
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    552
    Адрес:
    Москва
    Хорошая информация по отработанному маслу. Спасибо, интересно, с удовольствием прочитал.:good:
    В России же разные источники дают разные цифры.
     
  6. Krotov

    Krotov Профессионал

    Регистрация:
    30 мар 2009
    Сообщения:
    222
    Симпатии:
    92
    Адрес:
    Бурятия
    Tajs, очень интересно! Спасибо!
     
  7. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    Урал
    Это письмо прислал мой партнер и коллега. Здесь представлены очень важные наблюдения, серьёзные доводы и мнение самого автора по теме форума. Аватар автора, Energomagazine, привел во вложении, как подпись.

    Здравствуйте, уважаемые форумчане!

    Прочитал на форуме тему «Объёмы образования отработанных масел в России и за рубежом» и не смог остаться равнодушным. По Греции материал очень интересный. Спасибо, Tajs!

    О Греции сомнений в представленной информации не возникло: подбор мощности регенерации выполнен оптимизационно в годы их планирования и в соответствии с тем уровнем развития техники, который тогда преобладал. Мощности регенерации там не сконцентрированы в одной точке, они распределены между разными предприятиями – это весьма серьёзный фактор.
    В топливном балансе страны учитываются сведения о сборе отработанных масел у населения (а в России нет). Помимо регенерации, там действительно используют технологии сжигания, смешивания отработки с другими ресурсами, и вообще в последнее время развивают направления вторичного использования отработанных масел не для первоначального назначения, а для других сфер возможного потребления с учётом особенностей сбора и сортировки масел по видам и происхождению. А вот на количественный сбор масел в Греции серьёзно влияет сезонный состав населения, торговый оборот и производство продукции (так сказать, «национальный колорит»): это ведь туристическая страна и страна с активной бизнес-системой, поэтому и колебания в объёмах сбора отработанных масел велики.
    Вообще, в Греции ситуация развивается типичная для европейских стран.

    Теперь о России:
    Если речь идёт только об использовании (потреблении) автомобильных масел, то быстрый темп образования отработанных моторных масел (ОММ) за последние десятилетия НЕ находится в прямой зависимости от быстрого темпа роста автомобильного парка в городах России, и особенно в мегаполисах. Если придерживаться исключительно Вашей логики в постановке темы, то некорректность в определении тенденции может привести к серьёзным ошибкам впоследствии и экономическим просчётам, на чём провалились уже десятки предприятий за последние лет 5 по моим сведениям, причём, независимо от рода деятельности в сфере использования отработанных масел. Эту тему желательно понимать несколько шире.
    Здесь нет явной тенденции для анализа рынка при сопоставлении с развитием автопарка, как для автомобильных масел, так и для всех иных видов масел: этот рынок имеет нестабильные характеристики потребления, т.е. всплески и падения, и заметьте – автомобилей при этом меньше не становится, а на замену старых приходят новые.
    На количественные показатели объёмов потребления новых и использования отработанных масел серьёзно влияет множество весьма сильных факторов. По поводу их оценки хотелось бы написать некоторые строки, не вдаваясь в глубинные аспекты их применения (в технологии, в способы организации сбора, в альтернативы использования и т.д.).

    Объёмы потребления масел на рынке России, в том числе все смазки, имели всплески в 2001 году (свыше 7,3 млн. тонн), в 2004 году (свыше 7,6 млн. тонн), в 2007 году (свыше 7,9 млн. тонн) – это оценочные сведения. Заметьте, что периодичность действительно наблюдается – в 3 (три) года! Но эти показатели не свидетельствуют о том, что такие объёмы в суммарном виде официально производились и закупались на стороне: рынок имеет сильный теневой оттенок. Вероятно, до трети масел вращается в «тени» или в «неучтёнке», объём которых и даёт отскок то вверх – всплеск, то вниз - падение. Иными словами, чем больше масла попадает на рынок в предшествующем году, тем меньше его закупается и производится в текущем, тем больше потребности в нём появится в следующем году, после чего опять следует ожидать всплеск производства и закупки, и т.д. Выигрывают на рынке те игроки (поставщики и потребители), кто двигается не большими и стабильными объёмами на длительный период, а малыми, но в широком ассортименте и на короткий период времени. Появление на рынке новых марок, более качественных масел, с бОльшим ресурсом использования, сокращает объёмы потребления и удлиняет периоды между закупок. Данный факт уже начинает представлять собой тенденцию, влекущую к увеличению периода всплесков и падений в потреблении и производстве масел. Поэтому возможно, что и ЕЭС со временем перейдёт к оценке и составлению отчётности с периода не 1 раз в 3 года, а 1 раз в 2 и 4 года – это серьёзная корректировка для мирового рынка масел и рекомендация для аналитиков (в аналогии: бухгалтер составляет баланс за полугодие и за год, речь о квартальном не идёт – но как промежуточный, он должен быть)!
    К этому надо добавить и тот факт, что помимо качественных характеристик производимых и закупаемых объёмов масел, на рынке имеется сильная ротация масел, т.е. использование масел не по прямому назначению, а с учётом состава и физико-химических свойств (в этом есть свои плюсы, если специалисты правильно умеют их использовать на месте). По совокупности факторов, отскок вниз в последнее время усиливается, а соответственно снижается потребление нефти на их производство, чему способствуют более современные технологии её глубокой переработки и производства масел. Такая особенность наиболее явно выражена в Европе, но и в России последние годы наблюдается аналогия на рынке. О влиянии на рынок нефтяных масел альтернативными продуктами растительного или иного биологического происхождения говорить пока рано, т.к. их доля весьма малая, менее 0,1%. А вот ошибки в представлении официальной информации чаще измеряются в разы!
    По 2008 году аналитическая оценка не производилась, но есть предположение в том, что откат рынка вниз достиг объёма менее 5,5 млн. тонн (в 2003 году – он был уже ниже 6,0 млн. тонн). Так вот следующий всплеск производства масел ожидается к концу 2010 года, а в потреблении – в 2011 году. Не берусь утверждать, но динамика рынка оборота масел, скорее ближе стоит к соотношению курсов валют в нашей стране и объёмов продаж и потребления нефти (шутка! – но влияние мирового кризиса и рыночных паритетов экономик налицо)…

    Вообще, по официальной статистике в нашей стране потребляется около 3,0 млн. тонн всех видов технических масел. Если Вас интересует официальная статистика, то материл такой публикуется, например здесь Нефтепереработка в духе представления НЕполной информации (т.е. из официальных источников) можно ознакомиться в книге «Рынок масел в России» Рынок масел в России. Т.к. анализ рынка веду сам для рабочих целей (у каждого своя работа), то и официальной статистике в чистом виде не доверяю (много фальши). Поясню свою позицию в отношении доверия к официальной информации так: здесь надо видеть корни проблемы, а не только «зелёную» верхушку яблони раздора.

    Аргументировать свое мнение могу так: ознакомьтесь внимательно с формами статистической отчётности: Постановление Федеральной службы государственной статистики от 4 июля 2006 г. N 34 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2007 год". Что в ней Вас удивит? – отвечу наперёд: в статистическую отчётность регионов (в частности, формы 4-топливо и 11-ТЭР, основные) НЕ вливается информация о субъектах малого предпринимательства и частного сектора! – этот пункт прописан в самом положении о формах статистики, открытым текстом. Да и сама форма учёта, не более чем фикция, и те, кто её заполняет, прекрасно знает, что в ней скрыт обман, который сводит концы с концами. Но для «условной» статистика она пока всех устраивает. Как тогда может быть сформирована полноценная статистика государства, в котором основной потребитель и производитель (предприниматель или индивидуум) значительной доли валового продукта исключён? Ответ: никак! Другие формы не привожу, предполагая, что многим будет сложно их воспринимать и обрабатывать. Но смысл официальных форм таков: «ведь в удельном весе на каждого человека в нашей стране потребление технических масел невелико по сравнению с потреблением масел в других развитых странах, и как следствие производство масел надо наращивать», т.е. и отработанных масел у нас мало образуется (!?). Ведь это так выглядит! А вот почему-то другие страны ведут более полный и полноценный учёт масел и статистику их потребления – им это выгодно!
    В нашей же стране свой «совковый» подход в этом давал возможность производить в бОльшем количестве масла, причём, далеко не лучшего качества, а именно низкосортные марки. К чему приводит такая политика государства, полагаю понятно: нефтянка на полную катушку производит суррогат, мы его потребляем. Т.е. объём сбыта нефтепродуктам НЕ хорошего качества в массовом количестве обеспечен.
    Европа же модернизировала свои мощности переработки и ориентировала их на производство качественных масел, и сейчас продолжает этот процесс, тем самым постепенно снижая долю закупаемой нефти в своём торговом балансе, одновременно увеличивая объёмы экспорта готовой продукции и получая при этом массу других преимуществ, среди которых экологизация европейского общества уже не самый главный приоритет! А наша страна об этом только-только начинает говорить в слух. В данном вопросе США не является положительным примером, а скорее занимает среднюю позицию между Россией и Европой.

    Теперь представьте себе, если в официальной статистике появятся реальные цифры, тогда в удельном весе на каждого человека приходится гораздо бОльшее количество производства и потребления технических масел. Значит в этом есть проблема, требуется технологическое перевооружение и сертификационное подтверждение на сырьё и продукцию, которое долгое время, да и сейчас, не выгодно многим политикам и финансистам, многим производителям и промышленным группам – т.е. в этом вопросе есть место сказать, что «кому-то это выгодно».
    В этом БЕДА нашей экономики и нашей статистики, никто на верхах не желал бы в упор видеть такой негатив и тем более показать его всему миру. Парадокс экономик в том, что чем глубже другие страны понижают собственную топливную зависимость – в нашей стране эта зависимость усиливается. Тем больше наша зависимость от топливного (бумажного) доллара, и меньше от технологичного (продуктивного) евро. Но ведь потребности нашей страны в обратном! – значит ситуация эта создана искусственно и кем-то управляется.

    Тоже самое, негативное, могу сказать и о формировании статистики в сфере экологии и использования отходов – учёт отходов ведётся по группам опасности, в тоннах, и даже не предметно, т.е. нет достаточно широкого раскрытия информации об отходах по видам. Т.е. статистика и здесь носит формальные принципы. Вопрос раскрытия отходов по видам, насколько мне известно и понятно, довольно острый и проблематичный, который сами «крутые» ведомства не потянут (специалистов мало, а званий и хотелок много). Раскрытие отходов по видам тянет за собой весьма серьёзные последствия для экономики. Поэтому в настоящее время форматы отчётности и статистики завуалировали реальную картину, а часть информации попросту отбросили (скрыли), и тем самым утрачен «рычаг» контроля за обращением отходов, впрочем, как и за обращением топливных ресурсов.

    Не менее интересный формат отчётности и статистики имеется в формах бухгалтерской отчётности по налогообложению (см. приложения к НК), но каким образом ведётся учёт – лучше промолчать. Приведу пару книг с разъяснениями, в качестве примера: Топ-книга - ГСМ: Учет и налоги: Учет ГСМ в организациях, имеющих автомобили; Форма первичных документов; Налогообложение производства и р, Автотранспорт и ГСМ. Бухгалтерский учет и налогообложение; Климова М.А.; ИндексМедиа; 2006 г.; 3000; 256 стр.; 5-98965-014-0.

    Вот так решаются проблемные вопросы в нашей стране в части формирования статистики, которой хотелось бы иногда верить (доверять – это будет громко сказано). Понятно, что в масштабе государства балансовые критерии по существующим формам отчётности в приведённых трёх направлениях статистики никогда не будут сведены и никогда не будут соответствовать друг другу. А это значит, что любой размер ВВП в нашей стране можно будет нарисовать, хотите с плюсом, хотите с минусом. Здесь можно долго дискутировать, спорить, делиться опытом и мнениями, но позвольте вернуться к теме форума.

    Некоторый опыт аудита в данной сфере позволяет, если интересно, поделиться с Вами цифрами, которые ВЫПАДАЮТ из поля зрения статистики использования автомобильных масел исключительно по частному сектору и субъектам малого предпринимательства: в год на внутреннем рынке России потребляется от 555,56 до 740,74 тыс. тонн автомобильных масел. Если учесть, что в стране проживает примерно 180 млн. человек, то эти цифры могут соответствовать потреблению от 3,8 до 5,1 литра разных автомобильных масел и смазок на 1 человека в год. Верхняя граница максимальная, а нижняя - «плавающая», т.е. может приближаться к верхней отметке, а может и опускаться, но не ниже 493,83 тыс. тонн (по специфике построения алгоритма оценки).
    Полагаю, что эти оценочные данные могут соответствовать действительности или, по крайней мере, указать на порядок (точнее – диапазон) оценки объёма рынка потребления автомобильных масел в секторе, выпавшем из поля зрения статистики, близкий к реальности по состоянию на апрель текущего 2009 года (тогда был сделан этот анализ), и от них можно отталкиваться.
    Для того, чтобы предоставить более точные расчёты, нужны некоторые механизмы взаимодействия и более тесный контакт с субъектами федераций (регионами, городами, областями), на что последние отрицательно реагируют. А вот методики оценки, извините, предоставить не смогу, хотя сам их разрабатываю, как и другие институты, под конкретные цели и проекты: системные методики – это оружие, делиться которым и вооружать аудиторию опасно и нетактично…
    Эти данные нигде не публиковались, и, пожалуй, Термопортал первый и единственный с кем могу поделиться наблюдениями (мониторингом рынка).

    Надо заметить, что автомобильные масла, используемые частным сектором и субъектами малого предпринимательства, это не единственные группы масел, которые выпали из статистики учёта. И как следствие, именно в этом секторе чаще встречаются «левые» масла, не известного происхождения, отвратительного качества. Теперь, представьте себе весь аспект бытовой и полупромышленной техники, которая нас окружает (велосипеды, катера, генераторы, швейные машины, вентиляторы, электрический и механический инструмент и прочее), и Вы убедитесь, что этот сектор потребления масел также не учтён, а соответственно и отработанные масла будут неучтены. Нюансов с учётом у нас в стране много, в том числе, как учитывать в статистике масла промышленного применения, которые попадают к частным лицам, и где они потом всплывут, а ведь некоторые например содержат в себе «яды» разных свойств воздействия и на человека, и на среду обитания, и на технику тоже.

    Вернёмся к теме. Какова доля из этого объёма масел может подлежать сбору и утилизации тем или иным способом в действительности – не привожу, т.к. причинно-следственных вопросов здесь возникает великое множество. Но скажу, что соотношения объёмов потребления и сбора масел не будут постоянными величинами также, как и соотношения использования отработанных масел (в переработку/ в котельно-печное топливо/ в иное последующее использование) в каждом отдельно взятом регионе, городе или в области из года в год (иногда, они как бы перетекают с места на место), и имеют сезонные колебания в течение одного года. Полагаю, комментарии здесь даже и не требуются: нет достоверного изначального учёта, нет достоверных сведений о составах и качестве масел и отработки, нет достоверных сведений об объёмах переработки/ сжигания/ вторичного использования, и т.д.

    Почему предоставил столь развёрнутый ответ, а не привёл голые цифры сразу: чтобы воочию отразить всю поляну «помидоров», на фоне которой происходит обсуждение этой темы, тогда эти цифры легче даются для восприятия, понимания проблемы и сопоставления при анализе потенциала их возможного использования на те или иные нужды.
    Рано или поздно, и в нашей стране поймут, что проблема с учётом и сбором масел кроется в элементарной культурной этике человеков, и тогда приступят к строгой сортировке масел (!). Этот момент должен быть отражён и в законах, и в форматах отчётности, и на деле, и в головах человеков. Если будет решён вопрос с сортировкой масел, то проблемы со сбором быть не должно, а значит и потерь неучтённых будет меньше и появится больше возможностей использовать отработанные масла на разные нужды с умом. А пока в одну форму вносятся «отработанные нефтепродукты» все подряд, в тоннах условного топлива (причём, крайне безграмотно), любые, даже если они к таковым и не относятся, и даже если они и маслами никогда не были, и даже если они и нефтепродуктами никогда не были (например, использованные промывочные растворы могут содержать десятые доли нефтепродуктов, но часто попадают в отчётные формы как «отработанные нефтепродукты» с калорийностью как у солярки!). Короче, дури хватает выше крыши! Вот такая картина «маслом» получается…

    Если у Вас будут новые оценочные данные или мнения по теме, отнесусь с уважением, с большим интересом и с пониманием того, что данный вопрос весьма серьёзный, а сам процесс - сложный. Не судите строго, если что: это всё-таки письмо к Вам, а не частная беседа.

    Термопорталу выражаю свою признательность за сотрудничество, желаю удачного продвижения и развития.
    С уважением,
    ENERGOMAGAZINE
     

    Вложения:

    Последнее редактирование модератором: 25 сен 2009
    Krotov нравится это.
  8. Tajs

    Tajs Новичок

    Регистрация:
    21 сен 2009
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Moscow
    Уважаемые гости и участники форума, СПАСИБО за положительные комментарии и проявленный интерес к данной теме!
    Mr. ENERGOMAGAZINE and Mr J.E.M.P, ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО, что таким оригинальным способом, как «пост в посте» изложена информация о ситуации в России и прокомментирована ситуация за рубежом, видимо из-за этого и эффект получился ВДВОЙНЕ убедительным и было интересно читать!«Мне бы Ваши мозги!» - как в народе говорят. Абсолютно, согласна, что тема - серьезная, мыслить нужно шире и развивать тему глубже, я бы назвала это «мыслить в объеме», т.е. не в одной плоскости, а сразу как в 3ds MAX!
    Итак, Господа, начнем….у меня естественная реакция после прочтения ..ответить.. очень информативно-интересное письмо-вложение. Если что не так, поправляйте.
    По поводу экскурса в тему, да, может и некорректно начальное вступление, но всем известно, начинать всегда сложно, главное – начать, ведь в дальнейшем, события всегда развиваются по незапланированному сценарию, даже если просчитал «каждый шаг наперед»,так рождается «здоровая конкуренция». Всегда интересно слушать чужое мнение, критику, чтобы «было к чему стремиться».
    О ситуации в России, скажу честно, «ошарашена», но, с другой стороны, обрадована, т.к. впервые прочитала собственными глазами то, при виде и произношении чего «закрывают глаза и уши другие»! Mr. ENERGOMAGAZINE, это, действительно, эксклюзив, с Вашей стороны. Теневой рынок отработанных масел, могу немного прокомментировать в Московском регионе, приведу в долях без конкретики, чтобы аудитория спала спокойно! Примерно 1/3 – «несанкционированный слив, сброс куда-либо» + хранение в гаражах, на балконах, предприятиях 1/3 – «хоть какая-то утилизация», под ней подразумевается переработка в вторсырье в Подмосковье, сжигание с предварительной очисткой и даже захоронение в емкостях (вообще, интересная штукенция получается, Американцы, значит, сотни гектаров земли отводят под полигоны для хранения «черного золота» на «черный день». Если верить статистике, то при нынешнем потреблении Земли, запасов нефти хватит еще лет на 40, а мы, значит, на «черный день» консервируем отходы от производства и этого самого потребления. Предвижу радость кладоискателей будущего и очередной сарказм со стороны экологов) + малый процент регенерированных масел. Но начнем с того, что и установки-то нормальной для регенерации на территории Московского региона - НЕТ. Дорогостоящее удовольствие, да и не надо это никому, ведь проще получить лицензию и заниматься сбором ОНП, а таких организаций достаточно, только вот почему-то собирают они вроде как для благих целей, чтобы переработать, но на проверку выходит, да и вывозить, по сути, некуда, а куда есть - не довезли. (Немного не к теме, но почему-то вспомнила, как по ТВ, лет 5-6 назад, показывали сенсационное корреспондентское независимое расследование «Куда девается просроченная продукция из супермаркетов в Москве?». Деталей не помню, но главное - помню. Показывали известный столичный супермаркет, такой как, «Пятерочка», «Копеечка» и т.д., значит, из 5 фур (с эмблемами супермаркетов), которые ехали на полигон, чтобы отвезти просроченный товар. До полигона доехали только 2, спрашивается, а где еще 3. Казалось бы, пробки и все такое, но они благополучно подъехали к соответствующим мини- заводикам, где они простояли всего парочку дней. И самое интересное, что ОНИ вернулись обратно к супермаркетам!!!! И уже разгружали НОВЫЙ ТОВАР) Вот так и на рынке появляются «Новые ГСМ» (разбавление ОММ поддельных ГСМ), «Новое печное топливо» (элементарная грубая очистка от взвеси, разбавление дизтопливом и продукт готов) и т.д. и т.п. И получается Теневой Рынок ОММ-1/3.
    Статистика.Посмотрела по Вашим ссылкам статическую отчетность!!
    Вы пишите, что "НЕ вливается информация о субъектах малого предпринимательства и частного сектора! – этот пункт прописан в самом положении о формах статистики, открытым текстом. "
    Мне кажется, что инфа по ним не вливается, т.к. ощущение, что эта форма родом из СССР, потому что, например, в пункте 2- сбор и использование нефтепродуктов, наименования нефтепродуктов из действующего,до сих пор, ГОСТа 21046- 86 «Нефтепродукты отработанные».
    Кстати вот, нашла, что «С 1976 года на основании Постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению организации сбора и использования отработанных нефтепродуктов» развернулась масштабная работа по организации сбора и использования отработанных нефтепродуктов, а также по предотвращению загрязнения ими окружающей природной среды. К 1990 году на пункты приема принималось до 1,8 млн. тонн отработанных нефтепродуктов против 0,25 млн. тонн в 1975 году.». Получается, в те времена был государственный орган по сбору и реально проводился согласованный сбор, или эти цифры тоже притянуты за уши для эффектного сравнения?? Хотя тогда не было хаотической раздробленности на мелкие ООО и ЗАО…И интересно все-таки,какая же форма отчетности была тогда на самом деле?
    Экологическая статистика…Точно знаю, что за рубежом статистика как раз именно разбита на категории и подкатегории. Может быть, когда у нас официально на бумаге были бы подкатегории, тогда бы и появился раздельный сбор на деле. А так все получается во взаимосвязи, но если повредишь одно звено, то цепь – рвется и выстраивается новая цепь.
    Ситуация за рубежом. Вы пишите: "Вообще, в Греции ситуация развивается типичная для европейских стран"
    Здесь, извините, не могу с Вами согласиться, т.к где-то ситуация близка к идеальной по исполнению директив, а где-то к катастрофической. Приведу наглядные примеры, но опять же, по большей части происходит это из-за года вступления в ЕС. Например, те же соседи Греков- Болгары, они с 1.01.2007 в рядах ЕС. Вот занимательная статья (English) http://www.globe-net.com/market_reports/listing.cfm?ID_Report=1122. В ней без всяких прикрас говорится, что Болгарское правительство добилось значительного прогресса по части рециркуляции отходов, но достижения по-прежнему далеки от Европейских норм. И они очень надеются, что при вступлении в ЕС (статья написана в январе 2007) будут строго соблюдать экологические стандарты ЕС. В абзаце про Отработанные масла написано, что в Болгарии по состоянию на 2007 год существует только одна установка по утилизации отработанных масел и она расположена в Русе. Ее мощность 5000 т/ год, чего естественно недостаточно для нормальной утилизации отработанных нефтепродуктов. Для Европы, страной-эталоном для подражания, по части регенерации, является Англия, она регенерирует до 86% всех отработанных нефтепродуктов. А это согласитесь большой показатель, у них мощная программа Oil Bank Line,вот их сайт Find your nearest UK oil bank site - recycle your used engine oil, он говорит сам за себя. Там нет ничего лишнего, если пройтись по нему, все разложено по полочкам, что и куда. По поводу масла, на территории Королевства Великобритании 1000 малогабаритных установок по регенерации при пункте сбора, где собрали, и на месте переработали, удобно и эффективно!!! Даже, казалось бы,в Европе все прописано, схема действия есть, а все равно, кто-то с педантичностью исполняет, как и Англичане, еще Немцы, Итальянцы, Бельгийцы, Голландцы,Люксембуржцы, в их странах тоже высокие показатели по сбору и регенерации. А в других,в основном,кто присоединился с 01.01.2004 и 01.01.2007 еще практически нулевые показатели показатели,не считая Польши!! Так что, не едино у них, но есть к чему стремиться!!
    Вот и нам бы стремиться к лучшим показателям!!!Этот юношеский максимализм мне не дает покоя до сих пор.:girl_wink:
     
    Krotov нравится это.
  9. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    Урал
    Пусть он Вас не беспокоит, во истину: надо задумываться о «государственном минимализме» в этом вопросе (шутка). Tajs, благодарим за диспут!

    По сообщению:

    Tajs, в Греции ситуация развивается типичная для европейских стран тем, что сценарий развития событий ряда стран еврозоны повторяется с приходом каждой новой страны в этот конгломерат по аналогии (уточню: типичность в действии директив - они едины, а не результатов).

    Tajs, Вы приводите сведения статистики СССР по 1975 и 1990 годам – этим цифрам можно верить. Но ставить их в пример сейчас нет резона: в те годы в стране частный автопарк был не таким огромным как сейчас, и не был развит сектор малого предпринимательства; в основе своей эти данные формировались по отраслям в развитой системе плановой экономики СССР на территории стран СНГ – доверия к ним больше, чем к современной статистике.
    За годы перестройки и территориального распада СССР, промышленность упала в нашей стране, а вот развитие частного сектора и малого предпринимательства преобладало: частных автомобилей стало примерно в 13 раз больше в удельном отношении за прошедшие 20 лет, чем было ранее, а спад промышленного производства готовой продукции упал в десятки раз (о технологиях и качестве пока даже не говорим – для этого надо апеллировать количественными показателями, но явно, что в удельном весе страна стала расходовать значительно больше масел и с меньшей пользой, чем это было ранее в советский период). Значит, соотношения уже изменились: куда же потекло масло, понятно, туда – где оно востребовано, т.е в те потребительские сектора экономики, включая бытовых потребителей и субъектов малого предпринимательства в первую очередь, которые выпали из поля зрения официальной статистики. Возникает естественный вопрос: зачем нам нужны старые формы отчётности и статистики, или что в них можно отразить грамотно и реально, адекватно экономике страны? Ответ: формальным формам – формальная экономика.
    Пытался разъяснить суть старых форм, а напоролся ещё на один довод в пользу аналитики, тем самым, высказал новые отрицательные «фи» в адрес Росстата и тех структур, которые рисуют официальную статистику, согласовывают и утверждают её. Кому доводилось обрабатывать эти формы или пользоваться этими источником, прекрасно понимают, о чём идёт речь и с каким бредом приходилось сталкиваться.
    В советский период сбор масел контролировался подразделениями энергонадзора и технадзора, циркуляры сами были разработаны отраслевые, а оборот масел находился в компетенции Минтопэнерго (кроме объектов Минобороны и флота – у них действовали и сейчас ещё действуют приказы – в ленте новостей на форуме есть ссылка на них).

    Tajs, что касается данных о потреблении и сборе масел за рубежом – здесь тоже не всё гладко, как это кажется. Есть определённая специфика их формирования в тех странах – стандарты свои. Например, от какой цифры, или объёма, и для каких масел отсчитывать 86% регенерации отработанных нефтепродуктов в Британии, каков полезный выход продукта в процессах регенерации (ведь есть и отходы, куда они деваются и как учитываются в балансе производства?), что в Британии называется «отработанными нефтепродуктами» (т.е. какие критерии в их определении принимаются), какие качественные показатели регенерации могут быть приняты за эталон, какие экологические нагрузки сопровождают регенерационные процессы, насколько энергоёмки процессы регенерации масел и производства компонентов для их регенерации (в большинстве своём, народы забывают об этих весьма затратных и опасных сторонах регенерации), и т.д. и т.п. И как следствие, какими формулами оперировать в оценке и проверке сведений зарубежных стран, если единого стандарта в этой сфере нет ни у кого (а технологические стандарты и регуляторы могут быть только индивидуальными). Не вдаваясь в глубь методик, аналитика требует и таких сведений: в каких единицах измерения производится оценка и сравнение, какие калорийные эквиваленты приняты для них, на каких стандартных (евростандартных) топливах построены математические модели анализа рынков и статистики, какие соотношения тарифов и цен преобладают на разных рынках, какие параметры отсчёта (временные и количественно-качественные) приняты к оценкам и на каких паритетах (критериях) построены сравнительные и поверочные алгоритмы, какова точность знаков после запятой принята в оценках (степень расчётной ошибки) и при вводе исходных данных в статистику и в отчётные формуляры (попробуйте округлить значение 7,451 – в разные форматы отчётности могут попасть значения 7 или 8, или 7,5, а после продолжения оценки эта ошибка может вырасти раза в полтора), с какой периодичностью производится сбор масел и с каким шагом составляется динамика рынка, в каких показателях (абсолютных или удельных, среднеарифметических или средневзвешенных) и отклонениях представляется информация и в каком наглядном виде, какие сведения в итоге подлежат огласке и прочие. Есть и уникальные особенности исследований, например, как учитывать такие критерии местности, как ландшафт: в Германии ровные дороги и относительно ровный ландшафт местности в сравнении с гористой Грецией, а значит и расходы топлива и масел будут разные (машина более подвержена износу в условиях эксплуатации Греции).
    Так что, как видите, Директивы ЕЭС – это ведь тоже формализованные документы, работать с которыми можно, обладая специфическими аудиторскими навыками и довольно обширной информационной базой.
    Все эти вопросы не раз обсуждались с иностранными коллегами и легче на контакт идут крупные западные концерны и муниципальные предприятия, с ними и деловое сотрудничество становится интересным и полезным, в отличии от российских предприятий и предпринимателей.

    Tajs, пиратские законы «Карибского моря» - это ведь только свод правил, которые имеют рекомендательный характер, а не нормативный! Так и Директивы – пока что являются передовыми формулярами, но всё-таки ещё остаются пиратскими законами, которые надлежит совершенствовать и адаптировать, прежде чем брать их на вооружение. В этом вопросе управляют политические канаты (ниточками их не назвать) влияния на экономики государств и регионов, и конечно - деньги.

    Давайте дождёмся иных мнений и сообщений по теме форума – будем ждать их вместе!
     
    Max и Krotov нравится это.
  10. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    Урал
    В Беларусии всё под контролем президента: МВД выявило мазутного афериста | Общество | Ежедневник.
    :mdaaa: :mosking:
    Тема вроде не закрыта :blum2:, поэтому приведу пример стат.отчёта Беларусии :viannen_43:. Главное - не устать :cray:, листая такой сводник: 407 страниц, с объёмами и адресами, :5:. Эти данные может быть уже опубликованы: :-)
     

    Вложения:

  11. Grad

    Grad Эксперт форума

    Регистрация:
    29 май 2008
    Сообщения:
    2.033
    Симпатии:
    552
    Адрес:
    Москва
    Да уж, действительно, серьезно, 400 страниц. Молодцы они там...в Беларуси:good:
    Интересно, а по нашей стране есть такие сведения?:mosking:
     
  12. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    Урал
    В Беларусском примере нет полных сведений. Эти данные приведены, как пример иного формата учёта, в отличии от форматов учёта в России. :secret: - наврядли сведения по России будут опубликованы.
     
  13. Tajs

    Tajs Новичок

    Регистрация:
    21 сен 2009
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Moscow
    J.E.M.P.:thank_you2:

    Да, мне говорили,что там все под контролем "батьки". Интересные материалы по госучреждениям. Я просмотрела все 406 страниц, именно просмотрела)))) Может быть поэтому, что-то упустила важное, и мой глаз акцентировал ненужные детали... Честно говоря, впервые вижу, класс опасности моторных масел- 2!! Для меня всегда, отработанные моторные масла относились к 3-ему классу. Как в международной классификации (ядовитые горючие вещества) WGK III, реже -4!!! но чтобы 2!! Это что же за отработанные моторные масла такие, которые относят к газообразным?? И еще не могла не порадовать колонка "место удаления и способ обезвреживания отходов", особенно слово- "захоранивается". Это нечто)))):rofl: В общем, как я поняла все там складируют подземно, наземно. Из способов, очень-очень редко встречаются слова - нейтрализация и коагуляция, последнее слово, так вообще не для масел. Хотя, оно и понятно, объемы не велики. А если объединить их???!!! И еще это идеальное у них там 1-1 = 0!!!!:good: The Best просто. Неужели так бывает,что сколько образовалось, столько же "передали, использовали,реализовали" и в остатке 0????)))))) :mosking:

    Кстати-кстати, интересно, может кто знает, какая технология является приоритетной при утилизации ОММ в республике Беларусь?:blush2:
     
  14. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    Урал
    Чувствуется рука человека образованного и хорошо осведомлённого в этих темах! :good:
    Tajs, Вам 5+
    По классам можно посмотреть здесь (газообразные - это производные от веществ, которые могут присутствовать в отработанных маслах):
    Предельно допустимая концентрация — Википедия
    Класс опасности — Википедия
    Именно, среди производных 2 класса и встречаются самые труднораспознаваемые вещества в отработках, а точнее в парах и в продуктах отжига (гексахлорбензолы, формальдегиды, хлоруглероды и пр...) :secret:
     
  15. Tajs

    Tajs Новичок

    Регистрация:
    21 сен 2009
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    Moscow
    Так, я же не против, и это не секрет:girl_wink: Как и то, что отработанные масла содержат простые углеводороды и сложные ароматические соединения ( бифенилы, трифенилы), которые, опять же,не секрет, являются канцерогенами!!!!!:cray: И кроме того, много чего еще, особенно если это отработанные синтетические масла, они же на разной основе, опять же не секрет!!:girl_wink: Кроме того, еще галогенсодержащие углеводородные соединения!!! И когда это все сжигают!!!!! Такие газики выходят!!! Просто О-ла-ла!!)) Как говорят французы))))
    Я не против всего этого,пусть относят к 2-му классу,просто впервые вижу, из-за своего малого стажа))))
    Я привыкла, что к классу 2 относятся чистые газы, смеси газов, смеси одного или нескольких газов с одним или несколькими другими веществами, а также изделия, содержащие такие вещества. Конечно, их можно отнести к последнему,как к содержащему газу!!!
    А к классу 3 относятся и жидкие вещества и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 61°C, которые предъявляются к перевозке или перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной их температуре вспышки или превышающей ее, а также жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества - взрывчатые вещества, растворенные или суспендированные в воде или других жидких веществах для образования однородной жидкой смеси с целью подавления их взрывчатых свойств!!!! :-)
     
    J.E.M.P. нравится это.
  16. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    Урал
    Tajs! С такими познаниями я Вам мало +++++ поставил... :good:
    Чаще бывайте на Термопортале! Мы практически все вопросы рассматриваем в открытом доступе или в личках, и предпринимаем все доступные меры, для того чтобы люди имели широкие познания в этой сфере и могли себя максимально обезопасить, сжигая или перерабатывая и перевозя отработанные масла. :thank_you2:
    До новых встреч. Уже прибыли мои транспорты, надо сниматься с якоря! :-)