Отработанные масла: классификация, технические требования, правила приемки и хранения

Тема в разделе "Отработанное масло", создана пользователем Grad, 15 дек 2008.

  1. Grad

    Grad Эксперт форума

    Регистрация:
    29 май 2008
    Сообщения:
    3.009
    Симпатии:
    1.992
    Адрес:
    Москва
    Выкладываю информацию про отработанные масла. Надеюсь, она пригодится пользователям нашего форума!

    1. Классификация отработанных масел.
    1.1. Отработанные нефтепродукты, используемые предприятиями народного хозяйства для собственных нужд, собирают по маркам, сортам, группам или подгруппам в соответствии с нормативно-технической документацией.
    Отработанные нефтепродукты, сдаваемые организациям нефтепродуктообеспечения, подразделяют на группы, указанные в таблице 1.
    dff98bad9d5e.jpg

    2. Технические требования.
    2.1. Отработанные нефтепродукты должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и нормативно-технической документации по сбору отработанных нефтепродуктов.
    2.2. Отработанные нефтепродукты, сдаваемые организациям нефтепродуктообеспечения, по физико-химическим показателям должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.
    [​IMG]
    Примечание
    1. Дополнительные показатели качества отработанных нефтепродуктов группы СНО должны соответствовать требованиям договора (контракта) поставщика с внешнеэкономической организацией или иностранным покупателем.
    2. Нормы по показателям подпунктов 6-8 являлись факультативными до 01.01.93 и определялись для нефтепродуктов, предназначенных для регенерации на Кременчугском НПЗ.
    (Измененная редакция, Изм. № 2).
    2.3. (Исключен, Изм. № 2).
    2.4. При сборе отработанных нефтепродуктов всех групп должно быть исключено попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений, а при сборе отработанных масел групп ММО и МИО - смешение их с нефтью, бензином, керосином, дизельным топливом, мазутом.
    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    3. Требования по безопасности.
    3.1. При работе с отработанными нефтепродуктами необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии с правилами, утвержденными в установленном порядке, а также избегать их попадания на кожу и слизистую оболочку глаз. (Измененная редакция, Изм. № 2).
    3.2. По токсичности отработанные нефтепродукты относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76.
    3.3. Отработанные нефтепродукты, содержащие бензин, керосин, дизельное топливо, представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 200-300 °С.
    Взрывоопасная концентрация паров бензина в смеси с воздухом 1,0-6,0 % (по объему). Предельно допустимая концентрация паров углеводородов отработанных нефтепродуктов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м3 по ГОСТ 12.1.005-88. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов определяется универсальным газоанализатором УГ-2.
    3.4. При хранении отработанных нефтепродуктов должны быть соблюдены требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-91; помещение должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией по ГОСТ 12.4.021-75. (Измененная редакция, Изм. № 2).
    3.5. При разливе отработанного нефтепродукта на открытой площадке место разлива следует засыпать песком и удалить его.
    3.6. В случае загорания отработанных нефтепродуктов применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: порошковые составы, углекислый газ, составы СЖБ (жидкостно-бромэтиловые), перегретый пар, песок, кошму и другие.
    3.7. Резервуары, автоцистерны и рукава во время слива и налива отработанных нефтепродуктов должны быть заземлены.

    4. Правила приемки.
    4.1. Отработанные нефтепродукты принимают партиями. Партией считают любое количество отработанного нефтепродукта одной группы, сопровождаемое одним документом о качестве. При транспортировании отработанных нефтепродуктов в железнодорожных цистернах партией считают количество отработанного нефтепродукта в каждой железнодорожной цистерне и сопровождают отдельным документом о качестве. Автозаправочные станции (АЗС) принимают отработанные нефтепродукты без документа о качестве. Масла, слитые из картера двигателя, относят к группе ММО, прочие отработанные нефтепродукты - к группе СНО. (Измененная редакция, Изм. № 2).
    4.2. Объем выборки - по ГОСТ 2517-85.
    4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытания хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания на удвоенное выборке. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    5. Методы испытаний.
    5.1. Отбор проб отработанных нефтепродуктов - по ГОСТ 2517-85 с дополнениями по ГОСТ 26378.0-84. Объем объединенной пробы 1,0 дм3.
    5.2. Перед определением вязкости и температуры вспышки пробы отработанных нефтепродуктов, содержащие более 0,5 % воды, обезвоживают по ГОСТ 26378.0-84.
    5.3. При возникновении разногласий в оценке качества отработанных нефтепродуктов кинематическую вязкость определяют по ГОСТ 33-82, массовую долю механических примесей - по ГОСТ 6370-83, массовую долю воды - по ГОСТ 2477-65, температуру вспышки - по ГОСТ 4333-87.

    6. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
    6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 1510-84, надпись на таре или ярлыке должна содержать:
    наименование группы отработанного нефтепродукта;
    обозначение настоящего стандарта;
    наименование предприятия-поставщика;
    предупредительную надпись "Огнеопасно".
    6.2. Отработанные нефтепродукты хранят и транспортируют раздельно по группам.
    6.3. Отстой воды, механических примесей и загрязнений следует удалять из резервуара с отработанными нефтепродуктами не реже одного раза в год в процессе хранения и перед каждой приемосдаточной операцией.

    7. Требования охраны природы.
    7.1. В целях охраны окружающей среды от загрязнения все отработанные нефтепродукты подлежат обязательному сбору.
    7.2. Не допускается сливать отработанные нефтепродукты на почву, в водоемы и канализационные системы. Разд. 7. (Введен дополнительно, Изм. № 2).

    Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним
    Отработанное нефтяное масло - нефтяное масло, проработавшее срок или утратившее в процессе эксплуатации качество, установленное нормативно-технической документацией, и слитое из рабочей системы.
    Отработанные нефтяные промывочные жидкости - нефтяные промывочные жидкости (бензины, керосины, дизельные топлива), утратившие свои эксплуатационные свойства при использовании для промывки изделий и других промышленно-технических целей.
    Группа отработанных нефтепродуктов (масел) - совокупность отработанных нефтепродуктов (отработанных нефтяных масел) различных марок, имеющих сходные свойства и (или) область применения.
    Сбор отработанных нефтепродуктов - совокупность операций с момента слива отработанных нефтепродуктов из рабочей системы до начала регенерации, очистки или использования взамен или наряду с другими товарными маслами.
    Механические примеси в отработанных нефтепродуктах - вещества, образующиеся или попадающие в нефтепродукты в процессе их применения, не растворяющиеся в бензине и имеющие размеры частиц не более 100 мкм.
    Загрязнения в отработанных нефтепродуктах - инородные вещества и материалы, попадающие в отработанные нефтепродукты после их слива из рабочих систем и имеющие размеры частиц более 100 мкм (песок, земля, резина, металлическая или древесная стружка и крошка, текстиль, бумага и т. п.).
    Очистка отработанного масла - полное или частичное восстановление одного или нескольких физико-химических показателей отработанного масла (групп масел) до требований нормативно-технической документации.
    Очищенное масло - масло, полученное из отработанного масла путем очистки.
    Регенерация отработанного масла - переработка отработанного масла определенной марки с целью восстановления его первоначальных свойств.
    Регенерация группы отработанных масел - переработка отработанных масел определенной группы с целью получения базового масла (масел).
    Регенерированное масло - масло, полученное из отработанного масла (группы масел) путем регенерации.
     
  2. goodnogood

    goodnogood Участник

    Регистрация:
    8 июн 2009
    Сообщения:
    13
    Симпатии:
    2
    Спасибо, очень полезная информация. Жалко, не могу скопировать таблицу.
     
  3. Alexander

    Alexander Администратор форума

    Регистрация:
    21 мар 2008
    Сообщения:
    650
    Симпатии:
    221
    Адрес:
    Москва-Киев
    Её можно сохранить. Это рисунок.
     
  4. Другой Илья

    Другой Илья Участник

    Регистрация:
    17 май 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    Есть гаражный кооператив, в котором меняют масло и прочие жидкости сами владельцы гаражей этого кооператива и сливают все в почву. Так как договора у этого гаражного кооператива на вывоз этих отходов нет, их штрафуют. Если поставить тару для сбора этой отработки и потом забирать и отвозить на переработку сторонней организации, то это был бы для них выход. НО если эти автолюбители будут сливать не думая все жидкости в одну бочку, примет ли эту смесь та фирма, которая перерабатывает это все. И как избежать смешивания. Кроме того, чтобы БОЛЬШИМИ БУКВАМИ написать СЮДА ОТРАБОТКА и СЮДА ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ, выхода не вижу. Но и здесь не успокоится сердце, так как найдется кто нибудь и перепутает бочки. Как быть.
     
    Alexander нравится это.
  5. Grad

    Grad Эксперт форума

    Регистрация:
    29 май 2008
    Сообщения:
    3.009
    Симпатии:
    1.992
    Адрес:
    Москва
    Голова, если честно, с утра не соображает. Пишу первое, что пришло в голову.
    Поставьте бочку с отработкой в огороженный сеткой вольер.
    Сделайте дверку из сетки - повесьте замок - ключ сторожу.
    Кто желает слить отработку - подходит к сторожу.
    Так никто не перепутает бочки.
     
  6. Zagadkin

    Zagadkin Эксперт форума

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    464
    Симпатии:
    138
    Адрес:
    Москва
    У нас в гаражах есть специальная зона с двумя эстакадами. Рядом с ними стоит бочка (бывшая молочная цистерна). Туда сливают всё подряд. Ребята из ближайшего сервиса приходят с канистрами и забирают... И им хорошо, и у нас чисто. С органами проблем не было... Пока...
     
  7. Другой Илья

    Другой Илья Участник

    Регистрация:
    17 май 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    Речь идет именно о сборе отработки и ее вывозе на переработку. А в фирмах по переработке есть требования, по которым они ее принимают. Если примеси, то могут не взять. Ребята ваши ее же в ведрах не на переработку относят наверняка)))
     
  8. Zagadkin

    Zagadkin Эксперт форума

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    464
    Симпатии:
    138
    Адрес:
    Москва
    Конечно, у них стоит обычный воздушник на отработке, который кушает всё...
     
  9. Другой Илья

    Другой Илья Участник

    Регистрация:
    17 май 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    Теперь понял зачем забирают. Спасибо. Кстати, разве можно топить непереработанным маслом? Каков выхлоп по вредности для дыхания?
     
  10. Zagadkin

    Zagadkin Эксперт форума

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    464
    Симпатии:
    138
    Адрес:
    Москва
    Для заводских отопителей на отработке перерабатыать масло не надо... Сгорание происходит дездымно.
     
  11. Другой Илья

    Другой Илья Участник

    Регистрация:
    17 май 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    И насколько популярны такие печки и где их ставят в основном? Я посмотрю характеристики таких отопителей, но ведь нужны большие объемы чтобы отапливать постоянно что-то. Я представил себе дом на 100 м2, отапливаемый таким маслом. Это сколько же его надо! (ну пускай только на зиму-весну-осень). Да и как в реальности с этим делом. То есть, есть ли предприятия или помещения, которые по договору или как-нибудь еще топятся таким способом. Вот хотя бы на примере ваших парней, которые канистрами носят.
     
  12. Zagadkin

    Zagadkin Эксперт форума

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    464
    Симпатии:
    138
    Адрес:
    Москва
    Этим печам (котлам) посвящен целый форум, на котором мы ведём с Вами переписку... Загляните на главную страничку, там очень много интересного...
     
  13. Другой Илья

    Другой Илья Участник

    Регистрация:
    17 май 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    Спасибо. Посмотрю.
     
  14. Energomagazine

    Energomagazine Эксперт форума

    Регистрация:
    13 мар 2010
    Сообщения:
    561
    Симпатии:
    433
    Адрес:
    Москва
    Странно звучит. Если занимаются фирмы переработкой и сбором, то простые процедуры отстоя и фильтрации, или посложнее что - могли бы и предпринять. :scratch_one-s_head:
    В одной разработке мы включили в программу утилизации отходов гаражного кооператива (площадка на 400 мест-гаражей) раздел "Раздельный сбор отходов деятельности ГК "..." по всем предполагаемым видам отходов (бытовые, строительные, резина и покрышки, пластики, жидкости, ветошь, металлолом и т.д.). На совете ГК эти меры были озвучены, распечатаны и вывешены на КПП. Как думаете, чем всё обернулось: сразу нашлись заинтересованные мужики, кто заявил о себе и вывесил объявления, которые фактически сняли проблемки:
    - резину - принимает гараж №№ для своих нужд,
    - покрышки - принимает гараж №№ ...
    - и т.д. и т.п.
    Короче, все сразу что-то начали принимать: кто - отработку (для разных целей!), кто - тормозные жидкости (для гидроприводов станков и прессов подходят), кто - тосолы (для заправки систем отопления), кто - антифризы (для компрессорщиков и холодильщиков в самый раз), кто - некондиционку масел, кто - некондиционные бензины и ДТ, кто...
    По сути дела, все отходы нашли своего нового потребителя и проблема исчезла сама собой. :-)
    Если сама администрация ГК введёт аналогичный порядок в своём хозяйстве, то проблема "растворяется", а польза для всех на лицо (выгодно ведь!). :viannen_43:
    Возьмите на вооружение и такой подход к делу. :declare:
     
  15. Другой Илья

    Другой Илья Участник

    Регистрация:
    17 май 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    Спасибо, Виталий. Про отстой и фильтрацию естественно думали. Здесь речь идет уже о примесях: тосол, антифриз и т.д. А вообще предполагался этот сбор как вид лицензируемой деятельности. Поэтому и чистота отработки волновала. И как эту чистоту организовать. Нашел ГОСТ по отработке, но ведь нужно тогда брать пробу из бочки и делать анализ. Не хочется чтобы труды напрасно пропали, сами понимаете.
     
  16. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    357
    Адрес:
    Урал
    Дельное предложение! :good: Расходы на такие меры практически нулевые, а результат всегда положительный (!) и выгодно. :victory:

    Думаю, что это уже вопрос этики автомобилистов, механиков, сервисников, чтобы не сливали всё в одно ведро. :scratch_one-s_head: В наше время "этика" чаще определяется размером и потребностями "кармана", и если использовать теже отработанные тосолы, антифризы, гидравлические жидкости - выгодно, то почему бы и с этикой не дружить. :drinks: А вот лицензировать их сбор - наверно ни к чему, да и платить потом за лицензию, отчитываться по ним и т.д. и т.п. - накладно уже получается. :blush2:
     
  17. Другой Илья

    Другой Илья Участник

    Регистрация:
    17 май 2010
    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    Лицензировать надо. Ведь нужно с автосервисом или гаражным кооперативом договор заключать на сбор у них и вывоз отработки. Им ведь потом нужно будет отчитываться, куда дели отходы. И если отдали их фирме, которая не имеет лицензии на это, им - штраф. Если я все правильно понял.
     
  18. J.E.M.P.

    J.E.M.P. Эксперт форума

    Регистрация:
    4 фев 2009
    Сообщения:
    1.002
    Симпатии:
    357
    Адрес:
    Урал
    Если Вы хотели бы поставить всё дело на коммерческую основу, то возможно лицензия и потребовалась бы. А если утилизация тосолов, антифризов и гидрожидкостей будет заключаться в собственном дальнейшем использовании ГК - то здесь лицензировать не стоит (деятельность, точнее внутренний оборот этих жидкостей может быть описан в ТЭО). Я просто не представляю вполне графы (кодов деятельности), по которым внутренний оборот можно было бы лицензировать. :blush2:
     
    Alexander нравится это.