Наддув. Вентиляторы наддува.

Тема в разделе "Печи на отработанном масле своими руками", создана пользователем orionich, 16 янв 2014.

  1. sova

    sova Эксперт форума

    Регистрация:
    17 авг 2016
    Сообщения:
    931
    Симпатии:
    1.519
    Сергей_K, т.к. у меня нет и соответственно я не применял вашу модель вента CINDERSON на 10,8V, то мне пришлось собрать некоторую информацию по нему, в ходе которого выяснились некоторые нюансы его подключения при его применении.
    1. Подобные вентиляторы очень “бояться” не правильного подключения питания, а именно переполюсовки. У некоторых производителей, от этого случая, ставиться защита, силовые диоды в разрыв + питания. Если большие токи, то их устанавливают несколько в параллель.
    2. Для запуска вента в максимальный режим, соединяют вместе тонкие, управляющие провода (зеленый и красный) и через резистор 10-50кОм подключают их на + питания, т.е. подаем на них логическую единицу. Но работает и при подключении только одного провода – зеленого.
    3. И самый главный режим, это плавное регулирование оборотами через генератор ШИМ.
    - Для этого, применяют генератор импульсов с ШИМ, рабочая частота которого выставляется 1кГц.
    - ГИ рекомендуют питать от источника питания 5V. Можно прямо во внутрь ГИ установить параметрический стабилизатор на 5V, типа LM7805, тогда вы его можете подключить к общему 12V источнику. А можно и доработать ГИ, потому что у многих из них внутри уже есть стабилизаторы на 3.3V и 5V, надо только разорвать общее питание от выходного транзистора и подать на него питание от логики.
    - Управляющие тонкие провода от вентилятора подключают к ГИ, черный – к минусу генератора, зеленый – к ШИМ генератора.
    - Китайцы советуют, зеленый провод подключать еще через резистор 10кОм.
    - Вот мы подошли к главной фишке, а именно, на зеленый провод ставиться тумблер для разрыва соединения от генератора.
    Для чего это делается, дело в том, что если подать питание на полное подключение вентилятора с ГИ, то он не будет работать или не стабильно.
    Поэтому, перед включением общего питания, тумблером разрывается зеленый провод от ГИ. После запитки всей схемы, он включается замыкая цепь управления ШИМ, и вентилятор должен корректно работать при изменении процента заполнения ШИМ.
    Cind.png
    Да, и красный тонкий провод не подключается, хотя это EN (Enable).
    Ждем от вас очередных испытаний.
     
    Melinda нравится это.
  2. sova

    sova Эксперт форума

    Регистрация:
    17 авг 2016
    Сообщения:
    931
    Симпатии:
    1.519
    По поводу ГИ для управления Cinderson 10.8V/85W, который не надо дорабатывать до уровня сигнала 5V, например, это XY-PWM, он еще и двух канальный, о котором ранее уже писал.
    JZ-PWM-2.jpg
    Данный ГИ питается от USB или от в БП до 30V, а на плате стоит стабилизатор на 5V.
    Есть и другие подобные ГИ.
     
  3. Сергей_K

    Сергей_K Постоянный участник

    Регистрация:
    20 ноя 2019
    Сообщения:
    428
    Симпатии:
    200
    Новую плату заказывать щас смысла нету, как раз к концу зимы придёт, надо запускать с тем что имеется. Не думал, что тут так всё сложно .
     
  4. sova

    sova Эксперт форума

    Регистрация:
    17 авг 2016
    Сообщения:
    931
    Симпатии:
    1.519
    Абсолютно ничего сложного, надо быть просто аккуратным и внимательным.
    Сергей_K, вам не надо другой ГИ покупать, т.к. у вас уже есть, который просто надо правильно
    запитать (на 5в) или доработать его, о чем ранее писал.
    Это я дал наводку тем, кто захочет правильно управлять обсуждаемым вентом.
    Еще раз повторю, что у меня нет и не было такого вентилятора, и мне пришлось собирать информацию по нему, где все рабочие образцы регулировались от ГИ с рабочей частотой 1кГц и размахом импульсов 5В, а тонкие красный и белые провода никуда не подключались . Кстати говоря, по поводу тумблера в разрыве ШИМ, я считаю, что он нужен просто для того чтобы была возможность СТАРТ или СТОП вентилятора. Вам не надо его ставить, т.к. ваша модель генератора имеет функцию СТАРТ/СТОП.
    Еще раз повторю, проверьте на просадку питающего напряжения, при включении вашего вентилятора, а потом уже будете дальше дорабатывать.
     
  5. Сергей_K

    Сергей_K Постоянный участник

    Регистрация:
    20 ноя 2019
    Сообщения:
    428
    Симпатии:
    200
    Сегодня экспериментировал с запуском, выводы такие : Запускается как с сопротивлением, так и без него. Нормально начинает работать от 800 Гц и до 1КГц, выше частоту не задирал. ГИ запитывал от 12в. Работает отлично, идёт плавная регулировка, но начиная от 10% мощности и до 100%. Красный и белый никуда не подключал. Тумблер не ставил, как Вы правильно заметили, есть кнопка на самом ГИ и включал вентилятор от неё, запускается нормально. Спасибо за советы, помогли запустить нормально девайс :good:. Проблема была как я понял именно в частоте. Есть ли смысл оставлять сопротивление или можно без него?
     
  6. sova

    sova Эксперт форума

    Регистрация:
    17 авг 2016
    Сообщения:
    931
    Симпатии:
    1.519
    Это нормально, именно так заложено в контроллере вентилятора, чтобы он гарантированно запускался при определенном значении ШИМ, есть девайсы с намного выше параметром.
    Если питание ГИ от 12В и соответственно на выходе импульс ШИМ 12В, то ограничивающий резистор ставить ОБЯЗАТЕОЛЬНО.
     
  7. Сергей_K

    Сергей_K Постоянный участник

    Регистрация:
    20 ноя 2019
    Сообщения:
    428
    Симпатии:
    200
    Ограничевающего сопротивления на 10кОм хватит я как понял?
     
  8. sova

    sova Эксперт форума

    Регистрация:
    17 авг 2016
    Сообщения:
    931
    Симпатии:
    1.519
    Да, пойдет.
     
  9. sova

    sova Эксперт форума

    Регистрация:
    17 авг 2016
    Сообщения:
    931
    Симпатии:
    1.519
    Для информации.
    В более ранних моделях “силовых” регуляторов оборотов по PWM – ZK-PP2K, обнаружил ошибку в прошивке внутреннего микропроцессора.
    О них упоминалось в post и post и др.
    В чем она заключается:
    Если вы работаете на низких частотах в диапазоне до 100Гц, при увеличении на шаг, PWM кратковременно включается на 100%, в не зависимости от выбранного процента заполнения, на период времени от 1-1.5 сек, а далее как по “расписанию”.
    Пример:
    - Я нахожусь в диапазоне 44 Гц и 10% PWM и хочу повысить частоту на единицу вверх, т.е. 45Гц. Для этого, я кратковременно нажимаю на кнопку + (FREQ). Но чтобы перейти на 45Гц, процессор включает временно 100% PWM, т.е. 1 на временя 1-1,5сек, а далее, на запланированный диапазон 45Гц и процент PWM.
    Это особенность работы ZK-PP2K, очень критична в некоторых случаях, и которую я обнаружил при работе с переделанным насосом EP-500-0.
    Что удивительно, при понижении частоты данного генератора, такого эффекта не обнаруживается, и это относится к диапазону выше 101Гц, т.е. выбор диапазона выше и ниже не сказывается на данный проблему в работе. Коротко, если я работаю в диапазоне выше и ниже(до 100Гц) 1 кГц, такого эффекта не обнаруживается.
    Проверьте прошивки у своих ZK-PP2K регуляторов оборотов
    1. С ошибкой – на печатной плате надпись- PWM+PULSE Zk-PP2K
    2. Нормальная работа
    - на печатной плате - PWM+PULSE Zk-PP2K-V3 HK
     
    Melinda и арсентий нравится это.
  10. Сергей_K

    Сергей_K Постоянный участник

    Регистрация:
    20 ноя 2019
    Сообщения:
    428
    Симпатии:
    200
    У меня на плате вообще таких надписей нет.:mmm: Наверное другой производитель.
    IMG_20240402_103802.jpg
     
  11. sova

    sova Эксперт форума

    Регистрация:
    17 авг 2016
    Сообщения:
    931
    Симпатии:
    1.519
    Уважаемый Сергей_К, надо быть немного внимательнее, речь идет о “силовом” генераторе импульсов ZK-PP2K, а вы показали модель генератора XY-PWM, который отличается от описываемого и он в добавок не имеет силового управляющего транзистора.
     
  12. Сергей_K

    Сергей_K Постоянный участник

    Регистрация:
    20 ноя 2019
    Сообщения:
    428
    Симпатии:
    200
    Согласен, лоханулся :51:. У меня модель XY-KPWM.
     
  13. Тенгель

    Тенгель Постоянный участник

    Регистрация:
    10 авг 2012
    Сообщения:
    115
    Симпатии:
    44
    После нескольких проб остановился на на насосике для надувных матрасов, как раз по производительности подошёл. Имеет как вилку на 220, так и вход 12 вольт, туда и подключил регулируемый БП. Работает примерно на трети наряжения, то есть в щадящем режиме, шумит не сильно.
     

    Вложения:

    Melinda нравится это.
  14. sandalik46

    sandalik46 Постоянный участник

    Регистрация:
    24 окт 2020
    Сообщения:
    318
    Симпатии:
    123
    И всё же шумит
     
  15. Сергей_K

    Сергей_K Постоянный участник

    Регистрация:
    20 ноя 2019
    Сообщения:
    428
    Симпатии:
    200
    Насколько его только хватит, он скорей всего не рассчитан для работы в длительном режиме.
     
    арсентий нравится это.
  16. Alex_Bor

    Alex_Bor Постоянный участник

    Регистрация:
    5 апр 2025
    Сообщения:
    30
    Симпатии:
    7
    Это не ветка, а настоящая энциклопедия по вентиляторам наддува! Прочитал на одном дыхании как роман. )))
    Давно уже нет активности, по видимому, все вопросы уже решены.

    А у меня беда, выручайте пожалуйста. Купил мощный б/у вентилятор отопителя Jaguar X-Type. Он практически в полтора раза больше как по весу, так и по габаритам чем всеми любимая улитка от 8-ки (фото обоих в аттаче). Надеюсь и аэродинамические характеристики должны быть как минимум настолько же выше. Но пока не знаю радоваться или горевать: на выходе мотора 4 пина. Понятно что управляется по ШИМ, две большие клеммы очевидно питание, две маленькие - вход ГИ и выход на таходатчик. Это подтверждается фрагментом схемы, взятой из сервисного мануала по а/м. А теперь вопросы:
    1. Как определить какая из больших клемм плюсовая, какая минусовая?
    2. Какой частотой управлять контроллером? 25 кГц или другой?
    3. Какие логические уровни 0 и 1? Стандартные как и в большинстве других PWM моторов?
    4. Есть ли возможность определить коллекторный он или бесколлекторный?
    Конечно, разобрав его, ответы на 1-й и 4-й вопросы я бы получил, но опасаюсь поломать пластик. Вращается намного свободнее чем ротор 8-й улитки, видимо подшипники качения и наверное щеток нет. Сбоку просматривается массивный радиатор и электронные элементы ШИМ контроллера. Распиновки на клеммах нет, проверять где + где - методом научного тыка не решился. Если не получу помощи, то буду пробовать включать последовательно через резистор 5-10 Ом. Потыкал мультиметром в режиме диодной прозвонки и сопротивления, результаты в виде скриншотов ниже.
    1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg
     
  17. Alex_Bor

    Alex_Bor Постоянный участник

    Регистрация:
    5 апр 2025
    Сообщения:
    30
    Симпатии:
    7
    Еще момент: как ни пытался нигде не мог найти аэродинамических характеристик вентиляторов отопителей авто. В лучшем случае указывают ток потребления, по которому можно определить электрическую мощность. Где-то в ветке встречал эмпирическое мнение что 8-я улитка давит похуже хорошего серверного фана, поэтому развивает около 300 - 350 Па. Задействовал ИИ (искусственный интеллект) и получил такой ответ.
    2025-04-13_07-42-26.png
    Не уверен в его правильности, имхо давление ИИ недооценивает. Хотя, смотря где его измерять и о каком давлении говорить. Если это динамическое давление на выходе из диффузора / дефлектора, то вполне возможно. Может быть у кого-то есть более точные данные? Или академический интерес тут не работает? Важнее так: продавливает или нет отверстия 2-3 мм в дожигателе.
     
  18. Alex_Bor

    Alex_Bor Постоянный участник

    Регистрация:
    5 апр 2025
    Сообщения:
    30
    Симпатии:
    7
    Не успел в верхний пост добавить фрагмент схемы включения электродвигателя. ГИ (генератор импульсов) находится в ЭБУ (электронном блоке управления) климат-контролем. Выход таходатчика идет туда же.
    Jag-XT.png
     
  19. арсентий

    арсентий Эксперт форума

    Регистрация:
    25 ноя 2011
    Сообщения:
    1.472
    Симпатии:
    824
    Тут два человека ,кто может ответить на эти вопросы.(по электронике) Весьма витиеватым путем ваше продвижение.Всё колосально проще ,чем Вы тут пытаетесь приспособить.
     
  20. Alex_Bor

    Alex_Bor Постоянный участник

    Регистрация:
    5 апр 2025
    Сообщения:
    30
    Симпатии:
    7
    Да, видел что sova очень хорошо разбирается. Мне бы и одного человека хватило.

    Не понял про какое продвижение речь? Арсений, укажите пожалуйста более простой путь, будьте любезны.

    Цель у меня - сделать своими руками котел на ОМ для отопления частного дома. Или, как вариант, недорого купить заводской дизельный б/у и переделать горелку. Какой из них наименее хлопотный в плане обслуживания, пока не понял. Автоматизация мне не нужна, котел будет работать на ТА (теплоаккумулятор). Разжег вручную, вывел на режим, через 6-10 часов погасил когда ТА зарядятся и на 2-3 суток забыл о нем. Хотелось бы надежную проверенную конструкцию, которую не придется переделывать несколько раз. Пока отапливаюсь электричеством, но с 2025г тарифы увеличили в 2 раза, ввели прогрессивную шкалу и теперь на отопление нужно отдать полторы моих пенсии за месяц. А с июля еще в 2 раза.